Биография: Анатолий Крупнов родился 24 марта (''Черный день
календаря''-считает сам Крупнов) 1965 года.Как и все нормальные
дети Толя учился в школе.''Да,было такое дело,-вспоминает он
теперь.-Школа №279 имени А.Т.Твардовского.Причем до восьмого
класса включительно был,можно сказать,круглым отличником,что для
нашей школы было вещью необычной. У нас средний выпускной балл был
порядка 3,8.И это при всем при том,что 100% поступаемость в
ВУЗ'ы.Т.е. нас щучили так,что дай Бог...Помимо этого с восьми лет
Крупнов учился в музыкальной школе по классу скрипки,а кроме
того,занимался еще и легкой атлетикой. ''Когда мне было лет
12-13,дед подарил мне семиструнную гитару,-говорит Крупнов.-Я
сразу переделал ее в шестиструнку.Причем аккорды мне никто не
показывал; я их подобрал сам. Оттого у меня и постановка пальцев
неправильная. Учительница в музыкальной школе ругалась
очень,потому что совершенно разная постановка пальцев на скрипке
и на гитаре. И гитарная постановка очень сильно ломает
скрипичную... Как только вычислил аккорды,начал орать во дворе
песни. МАШИНА ВРЕМЕНИ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, блатняк какой-то... Вот
тогда, наверное, и появилось желание создать свою группу... А
первую гитару жалко. Ее у меня какие-то хулиганы отняли... потом
сколотили свою школьную группу. На обычную аккустическую гитару
со звукоснимателями я поставил басовые струны, и получился мой
первый ''крутой'' инструмент. Я даже весь состав той группы помню.
Стучал Макс Румянцев (он и сейчас периодически выскакивает в
разных музыкальных проектах ), соло-гитаристом был Леша Кукушкин
и на ритм-гитаре играл Вовка Царев... Позднее я пошел в Дом
пионеров и встретил там человечка, который собственно и определил
то, что я буду музыкантом. Его звали Игорь... А вот фамилии не
помню. Он вел вокально- инструментальный ансамбль. Вел с
совершенно конкретной целью: собрать группу и халтурить (на
свадьбах,праздниках и т.д.). Вот таким-то образом лет в 14 я свой
первый четвертной и заработал. (По тем временам это 10 бутылок
портвейна.) Это было круто! Я торчал от себя самого! Тогда я
понял,какой это кайф-зарабатывать деньги самому...''
В 15 лет Крупнов закончил музыкальную школу. ''На выпускной
экзамен пришли люди из музыкального училища,-вспоминает Толик, и
сказали, что берут меня не глядя,завернутого, с одной только
специальностью, т.е. ни сольфеджио, ни музыкальную литературу
сдавать было не надо. Только специальность и все, они берут меня
в училище. Но маменька воспротивилась.Сказала: ''Зачем тебе это
нужно? Вот будешь как все инженером... А то что это такое:
музыкант? Несолидная профессия...'' ( Вот пример случая когда мама
бывает неправа,-автор.) Ну вот так вот я и не поступил в
музыкальное училище.''
По другому сложилась судьба Крупнова в общеобразовательном
плане. По окончании восьми лет обучения Толя попал в
физико-математический класс той же школы. ( ''Как меня занесло в
физ-мат-сам не знаю!''), который он и закончил со средним баллом
3,4. Складывается впечатление, что Анатолий Крупнов был в те
времена примерным пай-мальчиком, который хорошо учился, ходил в
музыкальную школу и занимался спортом. Но так ли это было на
самом деле? ''Да нет,-откровенничает Крупнов.-У меня вообще, по
большому счету, судьба Джека Лондона. Т.е. я ходил в музыкальную
школу и играл на скрипке, потом возвращался, шел с братками в
магазин, покупал портвейн и гасился на улице. Это была сплошная
цепь противоречий, вещей несовместимых просто абсолютно. Вообще,
человек, играющий на скрипке, не может иметь такое количество
шрамов на лице и на руках как у меня ни практически, ни
теоретически. Опять же, сваливать с уроков в школе подговаривал
всех тоже я. Да и еще множество противоречивых вещей. Т.е.
сплошные противоречия, сплошные. Я делал в принципе то, что я
хотел, но старался, чтобы это не влияло ( гасилово я не имею в
виду ) на других людей. Не вмешиваться в жизнь других людей-этого
принципа я придерживаюсь до сих пор. Более того, это часть моей
философии...''
А что слушал в те времена ''противоречивый'' Крупнов? ''THE
BEATLES я по большому счету никогда не любил,-говорит он,-Rolling Stones в то времятоже. У меня была маленькая пластиночка, на
которой было написано: ''Вокально-инструментальные ансамбли'', и на
одной стороне там был какой-то фанк, а на другой-две песни Deep Purple. Потом у моего приятеля Славки появился кассетник ( по тем
временам-очень редкая штука ), и он почему-то первым делом
записал NAZARETH. И мы слушали это просто часами. Затем ''Рыжий'' (
еще один мой приятель ) назаписывал себе кучу всего: практически
весь QUEEN .весь DEEP PURPLE и тот же самый NAZARETH. Как ему
удавалось все это доставать-я не знаю. Потом я очень плотно
подсел на YES, JETHRO TULL, на старый GENESIS. Вообще, то, что в
классическом понимании называется HEAVY METAL, я впервые услышал
когда мне было лет 19. Это были вещи AC/DC ''Hell's Bell's'' и
''Rock'N'Roll And Ain't Noise Pollution''. Потом услышал группу
BLACKFOOD. И самый классический вариант я услышал году в 1985.
Это была команда WARRIOR. Кассету с этой записью мне принес
приятель из института. Он же дал мне послушать в 1986 году YNGWIE
MALMSTEEN'а...От BLACK SABBATH я в те времена просто плевался.
Мне принесли их концерт (году в 1985) ,и я не мог понять: как же
это так,ведь эти люди не умеют ни играть ни петь! За что же их
уважать? И плевался я изрядно. Т.е. у меня было академическое
скрипичное образование, и о SABBATH я думал примерно так: нет
места недоноскам. Все,что я слушал до этого-было построено на
классике; а это был ROCK'N'ROLL в чистом виде. Тогда я этого
понять не мог. Только потом, уже услышав ACDC, я еще раз
повнимательнее переслушал BLACK SABBATH, услышал их другие
альбомы, и очень сильно завис на их музыке...''
После школы будущий лидер ЧО ( видимо, следуя желаниям своей
мамы) поступил в МАДИ, где и проучился 3 года... на первом курсе,
который наш герой так и не закончил. ( ''Вот, а то строил бы
сейчас дороги...''-вздыхает Крупнов.) Когда Крупнову исполнилось
18 лет, в его жизни произошло одно немаловажное событие. Толик:''
Один мой приятель, Леша Новичков, подарил мне на день рождения
бас-гитару. Это была полуакустическая MUSIMA. Так я и получил
свой первый настоящий инструмент... ''Что ж, надо сказать Леше
огромное спасибо, иначе неизвестно-сколько бы еще мыкался
Анатолий в поисках своего ''оружия''. Интересно, а откуда же
взялось такое желание: играть именно на басгитаре? И откуда
взялось желание петь? '' Бас-гитара...Это скорее от
обратного,-говорит Крупнов.-Я ведь скрипач. А скрипка-это высокий
звук. Меня же всегда тянуло к низкому звуку. Сколько я себя помню
( да и матушка мне рассказывала), я любил басовые партии. У нас
дома было огромное количество опер и т.д. И я выискивал в них
самые низкие партии, доставая всех ими до печенок. Т.е. ,вот
человек поет басом арию (где-то минуты три), и я гоняю этот
кусочек множество раз подряд. Пластинки после этого слушать было
невозможно: до и после арии на диске образовывались канавы... Да
и еще мне казалось, что бас-гитара-это самый ''мужчинский''
инструмент... А петь... Я же всегда пел. Еще во дворе песни орал
под гитару...''
После ''окончания'' института, а точнее-после того как учеба
была заброшена в дальний угол, Крупнов поменял множество
профессий. Он был и плотником, и бетонщиком, и сварщиком, и
ведущим дискотеки... Затем он оказался на кафедре физики в
Московском Авто Механическом Институте, где и обосновался в
должности учебного мастера. К тому времени у Крупнова были уже
достаточно длинные волосы. И вот именно на почве ''волосатости'' он
сошелся с еще одним учебным мастером по имени Слава, который
работал на той же кафедре. В свободное от работы время Слава
играл на гитаре. Он и предложил Анатолию зайти в клуб, который
находился напротив института, чтобы ''разведать обстановку'' на
предмет зачисления в какую-нибудь группу. Вот таким образом в
декабре 1984 года Крупнов впервые появился в клубе фабрики
''Шерсть-сукно'', расположенном недалеко от станции метро
''Электрозаводская''. В клубе действительно существовала группа,и
для полного состава ей недоставало только ( о счастье!)
бас-гитариста. Естественно, что им и стал наш герой. Группа
называлась ПРОСПЕКТ и в ее состав входили: Михаил Рыбников-
вокал, саксофон; Евгений Кудрявцев-клавишные; Евгений Ковалевский
соло-гитара; Константин Денешкин ( по прозвищу ''Костыль'')-гитара;
Николай Агафошкин-барабаны. Звукооператором ПРОСПЕКТА был Женя
Чайко, а светооператором-брат ''Костыля''-Андрей Денешкин по
прозвищу ''Батюшка. Запомните три последние фамилии! И запомните
когда они впервые появились в нашем повествовании.( Немного
отклоняясь от нити нашего рассказа, можно заметить, что сейчас
Рыбников играет на клавишах в группе ДЕМАРШ; Кудрявцев играл в
САМОЦВЕТЫ, а затем поднимал свой проект BLACK RUSSIANS;
Ковалевский сейчас в ВИРТУОЗАХ МОСКВЫ у Спивакова. Вот с кем
доводилось играть Крупнову!)
Итак, полный надежд, Толя Крупнов уверенно и с радостью
шагнул в новый 1985 год. ПРОСПЕКТ выступал со своей программой на
различных мероприятиях ( День Города и т.п.). Музыку группы можно
было назвать джаз-роком, если бы она не была сильно
примитивизирована. И может не было бы никакого ЧО, не начни
Крупнов писать песни. Хотя, справедливости ради, надо отметить,
что ''писать''-это громко сказано. Просто на кафедре к Толику
подошел один из ребят, знавший о его занятии музыкой, и дал ему
вырванный из какой-то книжки лист со стихами. Практически сразу у
Крупнова родилась музыка на этот текст. ''Своего в этой вещи почти
ничего не было,-говорит Толик.-Это была дань традициям. Но было
очень приятно слушать сочиненную тобой музыку, когда она
аранжированна и разложена по партиям. К тому же, приятно было
впервые почувствовать себя главным и говорить: кому,что, где и
как играть...'' Ребята сделали эту песню, что и привело к расколу
в рядах группы. В результате Крупнов, Агафошкин, ''Костыль'',Женя
Чайко и ''Батюшка'' отпочковались от ПРОСПЕКТА. К ним присоединился
Николай Коробов, игравший в том же клубе на гитаре. Вся эта
братия начала наруливать свой материал. Вернее, наруливал один
Крупнов, а остальные только воплощали в жизнь его идеи.
А что же ПРОСПЕКТ? ПРОСПЕКТ, лишившись своего ядра,
тихо-мирно умер. И больше о нем не вспоминали. Оставшись со всем
аппаратом на той же базе, ребята во главе с Крупновым написали
четыре вещи ( само собой разумеется, что пел сам Толик) в
рок'н'рольнохардовой стилистике. эти песни даже были записаны на
двухканальный магнитофон. ''Опять же, в этой музыке не было ничего
своего,-вспоминает Крупнов.-Все тексты были не мои, гармоническая
основа тоже, а сыграно было достаточно традиционно. У нас не было
даже стилистики как таковой. Т.е. я писал то,что
пишется,ориентируясь на свою музыкальную память. А как эти вещи
будут выглядеть в результатея сам не имел ни малейшего
представления...'' Пора было подумать о названии для группы.
Задача оказалась не из легких. Ребятам пришлось долго мучиться
над этим. И вот в один прекрасный день все встало на свои места.
Крупнов: ''Почему именно ЧО? Это ассоциативно, подспутно. Мы
совершенно четко представляли, что название должно быть
массивное, основательное. А здесь: ''ОБЕЛИСК'' что-то
строгое,холодное, изящное, тонкое; ''ЧЕРНЫЙ'' вязкое, мрачное,
тяжелое, основательное... К Ремарку же это не имеет почти
никакого отношения ( хотя он один из моих любимых писателей), а
если и имеет, то самое косвенное: возможно, что я именно в этот
момент читал Ремарка, и, когда мы бились над названием, у меня в
памяти всплыл Ремарк и ЧО... А вообще-то было множество идей по
поводу того, как назвать группу: МОНУМЕНТ, еще что-то...
Остальных я просто не помню. Но их было море... И даже когда я
предложил ЧО, у нас была пара еще каких-то вариантов, между
которыми мы колебались. Но в конечном итоге получился все таки
ЧО...''
И вот, когда все организационные вопросы были решены,
ОБЕЛИСК лишился половины состава. Крупнов: ''Я понял, что
''Костыль'' и Женька Коробов чисто ритмически не удовлетворяют
требуемому уровню.'' Следовательно, встал вопрос о замене
гитаристов. Крупнов начал поиски. ''Вот именно тогда я
познакомился с ''Пауком'',-говорит Толик.-К тому времени я работал
в районе ВДНХ и ходил в магазин неподалеку от места работы. И
как-то один раз я разговорился с продавщицей в этом магазине.
Выяснилось, что у нее муж волосатый. Она пригласила меня в гости,
и я к ним заехал. Ее мужа звали Сергей. У него я впервые услышал
АРИЯ. Их самый первый альбом ''Мания Величия''. Я тогда поразился:
как же так,люди уже записываются, а я все гитаристов ищу! Я
сказал Сергею, что тоже играю, и что мне нужны гитаристы. Он
ответил, что у него есть один знакомый гитарист, которого зовут
как и его-Сергей, и дал мне телефон. Это как раз и оказался
''Паук''. Я позвонил и договорился с ним о встрече. Мы встретились
в полночь ( по настоянию ''Паука'') около двадцатипяти этажного
дома на ВДНХ и очень долго разговаривали. В конце концов я
договорился встретиться с ним на следующий день дома у Жени
Чайко.''
По материалам www.lipisin.narod.ru.